Всемирный день безопасности пациентов 17 сентября 2020 года

17 сентября 2020 года Всемирная организация здравоохранения и все страны мира второй раз отметят Всемирный день безопасности пациентов.

Этот день был учрежден в мае 2019 года на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, которая признала безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения и приняла резолюцию «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов».

Сегодня здравоохранение имеет возможность применения кардинально новых технологий, что позволяет достичь успехов в лечении многих заболеваний. Тем не менее, медицина является деятельностью повышенного риска. Нежелательные события могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств, даже при их правильном выполнении вне зависимости от того, имеют они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность.

Все стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи. Но по данным Всемирной организации здравоохранения:

- нежелательные события, вызванные небезопасным оказанием медицинской помощи, являются одной из десяти основных причин смерти и инвалидности во всем мире;

- во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется 4 пациентам из 10;

- несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи является причиной осложнений почти у 25 % пациентов;

- вред, причиняемый в результате нежелательных событий, можно предотвратить в 50 % случаев;

- в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития 15 % всех расходов и рабочей нагрузки в больницах являются прямым следствием нежелательных событий.

Глобальные цели Всемирного дня безопасности пациентов:

- расширение понимания проблемы обеспечения безопасности пациентов;       

- повышение уровня участия населения в обеспечении безопасности медицинской помощи;

- активизация совместных действий пациентов и членов их семей, медицинских работников и государства, направленных на повышение безопасности и снижение вреда для пациентов.

Основные задачи медицинских работников по обеспечению безопасности пациентов:

- вовлечение пациентов в качестве партнеров при оказании медицинской помощи;

- командная работа для поиска решений проблем безопасности пациентов;

- постоянное профессиональное развитие для улучшения своих навыков и знаний;

- формирование культуры безопасности в медицинских организациях;

- мониторинг нежелательных событий, связанных с оказанием медицинской помощи;

- выявление и анализ системных ошибок для улучшения качества работы.

Ключевая задача пациентов по обеспечении своей безопасности – стать частью команды при оказании медицинской помощи и участвовать в принятии решений, связанных со своим здоровьем. Лучший способ снизить риски – быть активным при взаимодействии с медицинским персоналом, то есть своевременно обращаться за медицинской помощью, предоставлять полную и точную информацию о своем здоровье, не стесняться задавать вопросы и информировать медицинских работников о любом отклонении в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи. И не забывать, что профилактика заболеваний – основа здоровья и благополучия каждого члена общества. К ней относится ведение здорового образа жизни, ежегодное прохождение диспансеризации и профилактических осмотров.

В 2020 году важной составляющей данного дня является не только безопасность пациентов, но и медицинских работников. Особую значимость это приобретает при организации медицинской помощи в условиях пандемии, как залог стабильной и результативной работы медицинских организаций. Поэтому ключевой тезис Всемирного дня безопасности пациентов текущего года: «Высказываться в поддержку безопасности медработников!».

Информационные материалы, а также интерактивная карта запланированных мероприятий в рамках Всемирного дня безопасности пациентов в субъектах Российской Федерации представлены на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора http://nqi-russia.ru/ в разделе «Всемирный день безопасности пациентов».

JFsRJ1VUlIw.jpg   5sigqve2d90.jpg